11/06/2017 · Литература

Мое субъективное мнение о «Ведьмаке» Анджея Сапковского

Не так давно я прочитал самую первую книгу из цикла книг Анджея Сапковского про ведьмака Геральта из Ривии. Она называлась «Последнее желание», и совершенно мне не понравилась, однако мне порекомендовали прочитать еще хотя бы одну книгу, чтобы получше оценить все мастерство писателя. «Меч предназначения» – так называется вторая книга серии, и, по большей части, про свои впечатления от нее я и хочу здесь написать.

Нет, не скажу, что мое мнение совершенно не изменилось и я по-прежнему считаю мир ведьмака скучным и неинтересным. Что-то поменялось, но полное понимание происходящего так и не пришло.

Начну, пожалуй, с моментов, которые явно понравились. Мне понравился характер Геральта, который никогда не льет соплей, ходит по миру и убивает некоторых чудищ. Не всех – ведь некоторые из них ведут вполне себе мирную жизнь где-то в сторонке или даже в людских городах и попросту не виноваты в том, что родились не в том теле. Смерть ждет только тех, кто жаждет ее и доставляет много лишних проблем мирным жителям. Зачастую смерти Геральта желают и простые смертные, но далеко не все из числа тех, кто решает скрестить с ним свой меч, умирают. Ведьмак не убивает просто так. Это круто.

Геральт странствует по миру и убивает этих никому не угодных чудовищ, но его почему-то никто не любит. Это из-за того, что ведьмак не является простым человеком – он машина для убийств, которая, якобы, лишена каких-либо чувств. Для меня это все равно остается загадкой, почему из-за этого столь полезный экземпляр резко становится всем ненавистен, но ладно. На самом деле, это тоже добавляет атмосферы – ведьмаку не будут рады в каждом доме и никто не станет его кормить. Ему надо выживать, а для этого – выполнять сложные заказы.

Мир ведьмака очень богат – Сапковский имеет свой стиль и мыслит очень широко. Скучать не придется, потому что одна книга описывает великое множество приключений и испытаний, которые Геральт встречает на своем пути и успешно (а иногда не очень) преодолевает. Но эту ширину зачастую сложно воспринимать, потому что большой охват гарантирует практически нулевую глубину. Множество приключений описаны слишком поверхностно и решаются как-то сами собой.

Приведу два примера.

Пример первый.

Геральт встретился на тракте с весьма хорошим человеком. Вместе они добрались до деревушки, в которой случилась беда – объявился дракон и начал всех напрягать. Люди не растерялись, и наполнили тушу какого-то животного (пусть это будет корова) всякими ядами и отходами. Дракон прилетает, кушает эту корову, чувствует себя плохо и кое-как улетает.

Тут люди организуются и идут этого полудохлого дракона убивать. Я нарочно утрирую, поэтому не думайте, что все плохо – на самом деле, цель похода на этого дракона очень хорошо объяснена. Вкратце – согласно древним предсказаниям, кто дракона убьет, тому и стать великим царем. Драконов не было сотни лет, и вот, наконец, нарисовался один сорванец – и очень кстати, что у него сейчас понос.

В общем, организовали поход на этого дракона. Рассуждали в пути, какие бывают драконы – а бывают они разные, но только не золотые. Золотых не бывает. Ну и тут, само собой, они сталкиваются с драконом – как раз золотым, причем это не тот хулиган, который напрягал деревню. Начали дракона убивать, но не смогли – потому что смог дракон и сам всех раскидал.

Геральт дракона убивать не стал, вместо этого они перекинулись парой фраз, и до Геральта дошло, что дракон – этот тот самый чувак с тракта, просто он потерялся на полпути и стал выглядеть чуть иначе. Они снова перекинулись парой фраз, а затем дракон улетел. Неизвестно, что стало с тем драконом, который сожрал корову. Сам сдох, наверно.

Вопрос – что стало с другим драконом, с деревушкой? И с царем, ведь это он затеял поход.

Пример второй

Князь один влюбился в русалку и нанял убийцу-ведьмака для того, чтобы тот ее убедил сплавать в клинику и приделать себе ноги (вы че, серьезно?). Само собой, она была против этих уродливых отростков и предложила князю самому обзавестись плавником – у нее как раз был знакомый, который мог бы провести операцию. Причем, он не понимал, что она попросту не может покинуть моря по каким-то своим русалочным причинам, а она не понимала того, что наличия одного только плавника вовсе недостаточно для того, чтобы жить под водой.

Само собой, денег на еду Геральт не получил. Но в это время начинаеть происходить всякая содомия, и со стороны моря грядет опасность. Геральт во время отлива пошел посмотреть, что там творится, и в итоге повздорил с рыбами. Убил нескольких, сказал князю о том, что ловить жемчужины больше нельзя – опасно. Еще сказал, что убил пару рыб-мутантов, но князь был предельно логичен: «Ты говоришь об опасности, но делаешь это без уважения. Ты убил нескольких, но от этого опасность не миновала, так что ты не выполнил свою работу».

Они начали ругаться с князем, и тут дверь переговорки открывается с ноги – заходит русалка, наконец решившаяся на операцию. Конец эпизода.

Вопрос – а что случилось-то с этим населенным пунктом? Рыбы-мутанты начали выходить из глубин и пожирать людей? Жемчуг ловить продолжили? На этом месте история заканчивается и моментально начинается другая.


Так вот – где развитие событий? Я нашел только описание проблемы и ее конечное решение, но сам процесс решения проблем нигде не описан. Дальше Геральт уходит к новым приключениям, а старые истории остаются совершенно незаконченными.

Нет, конечно, в историях было определенное количество деталей, но это скорее шум, детали, – и ничего, развивающего сюжет. Это то, что я называю большой шириной и нулевой глубиной, и это яркий пример ситуации, когда качество перерастает в количество. Я предполагаю, что многие из них будут очень созвучно перекликаться и обретут новый смысл в следующих книгах, но это не оправдывает того, что изначально они были написаны чисто для того, чтобы книга набрала необходимый объем.

Далее – Сапковскому, на мой взгляд, совершенно не удаются боевые сцены. Пример:

«Он столкнулся с болтающимся в водовороте рыботвором, откинул его пинком. Кто-то схватил его за ноги и потянул вниз, на дно. Он ударился спиной о камень, отворил глаза – в самое время, чтобы увидеть темные фигуры, два взблеска. Первый он парировал мечом, от второго автоматически заслонился левой рукой. Почувствовал удар, боль. Оттолкнулся ногами от дна, взвился наверх, к поверхности, сложил пальцы, стрельнул знаком».

Уффф, ребята. Я хочу ругаться матом, но сдерживаю себя. Что это было? Это похоже на первый черновик, такой набросок сцены, который забыли отредактировать: «Так, ну че. Он столкнулся с кем-то и откинул его пинком. Тут его потянули на дно. Угу. На дне он увидел две темные фигуры.. угу, угу. Почувствовал удар там, боль и все такое. Готово. Всплыл, сложил пальцы, стрельнул знаком. Ну что – вроде готово. Потом перечитаю».

Критикуешь – предлагай. Как бы эту же сцену описал я:

«Он понял, что его закручивает и уносит в водоворот. Дело дрянь. Все было бы чуть лучше, если бы не было этого чертового рыботвора, который болтался рядом и в итоге получил пинка под зад. Геральт на секунду было подумал, что теперь количество проблем уменьшилось на единицу, но тут же ощутил, как что-то крепко схватило его за щиколотку и потянуло ко дну, а в следующее мгновение соленая вода уже заполонила его носоглотку, чудом не попав в легкие. К счастью, если это вообще можно назвать счастьем, глубина составляла всего пару метров, и проникающий снаружи свет помог ведьмаку довольно быстро сориентироваться. Однако, недостаточно быстро, чтобы успеть среагировать и защититься сразу от двух переливающихся на свету и быстро приближающихся фигур. Ведьмак рефлекторно выставил перед собой правую руку, крепко сжимающую рукоять меча, тем самым защищаясь от одной из них, но вторая больно саданула его по левой руке. Мысленно проклиная все на свете, Геральт с силой оттолкнулся ногами ото дна и вынырнул из воды, жадно хватая ртом столь необходимый воздух. Тварь, как и следовало ожидать, вовсе не хотела упускать свою добычу и направилась к поверхности вслед за ведьмаком, но тот успел сконцентрироваться и сложить пальцы в магический знак Аард, направляя всю мощь телекинетического удара в противника».

А? О чем я говорил? Сапковский настолько поглощен шириной своей мысли, что совершенно не успевает описать процесс схватки хоть сколько-нибудь достойно. Это не плохо, просто такая особенность. Повторюсь, это лишь мое мнение. Не забудьте добавить «на мой взгляд», когда будете говорить, что мой вариант – говно.

Ну и в заключение. Почему-то Сапковский очень любит запахи, и у него все женщины чем-то постоянно пахнут. Чародейка Йэннифэр пахнет сиренью и крыжовником, потная дриада (баба с луком, которая живет в лесу и прыгает по деревьям) пахнет вербеной, а маленькая девочка Цири, которая появляется ближе к концу второй книги, пахнет знаете чем?

Получайте! Как – не нюхали мокрых воробушков? Я тоже. Однажды один из них пролетел рядом с моим носом, но я не успел учуять этот запах.

Я вообще не понимаю, зачем нужны эти вставки – это разве поможет лучше погрузиться в атмосферу? Ну и эти крыжовники, вербены – вы хорошо знаете все эти запахи? Вы сразу их представляете? Вот, например, запах говна всем отлично известен – ну так и пускай какой-нибудь монстр пахнет говном, или пусть им пахнет в какой-нибудь дыре, куда ведьмак пришел за очередным заказом. Это сразу поставит все на свои места, в отличие от того, чтобы заставлять всех баб в книге чем-то пахнуть.

Вы, наверное, уже поняли, что мне не особо зашло. Я много утрировал, и на самом деле Сапковский вполне неплох, но сложновато читать роман, у которого совершенно нет сюжета. Весь хайп этой вселенной лишь в том, что она бесконечная, вот и все.

comments powered by Disqus